Глава 2

История Цюриха (1917-1941 гг.)

После революционных событий 1917 года наступил период безвластия. Пока мужчины-фронтовики находились на фронтах Первой мировой войны, в село врывались различные отряды и «именем революции» требовали зерно и фураж у женщин и стариков.

Вернувшиеся фронтовики прекратили этот беспредел, однако сложившаяся обстановка на фронтах Гражданской войны была такова, что у красных не было иных источников продовольствия, кроме поволжских. Поэтому для большевиков Поволжье было жизненно необходимым. Ленин назвал это «походом в деревню».

На открытый грабёж большевиками население Поволжья ответило восстаниями. Одно из них летом 1918 года объединило множество сёл, среди которых были и русские. Хотя наиболее сильным было сопротивление жителей Шафгаузена, эпицентром восстания стал Цюрих. Называлось это восстание «Молочной войной», так как жители соседнего с Цюрихом католического села Витман (ныне с. Золотовка) в знак солидарности с восставшими выставили вдоль главной улицы села кувшины с молоком.

В период «Молочной войны» по Цюриху били пушки Красной волжской флотилии, а также пушки с противоположной стороны Волги из села Белгородня. Были нанесены повреждения церкви и школе. В Витмане от артиллерийского огня сгорела школа. Жители спасались от артобстрела, скрываясь в степи и прячась в подвалах. Восстание было подавлено с особой жестокостью. Село было обложено неподъёмной контрибуцией, из числа населения были взяты заложники.

Крестьянские восстания Немповолжья вынудили Ленина в октябре 1918 года создать самую первую автономную область в РСФСР — Трудовую Коммуну Немцев Поволжья, установив там советскую власть.

В голодные Петроград и Москву забиралось всё продовольствие из Поволжья. Изъятие продовольствия (вплоть до семенного фонда) привело в начале 1920-х годов к небывалому голоду, когда голодало 96% населения Поволжья. Голод в Поволжье вызвал огромный резонанс во всём мире и собрал большую гуманитарную помощь из-за границы.

В 1925 году в селе появился первый трактор Фордзон-Путиловец, выпущенный Петроградским заводом «Красный путиловец» — это было предметом гордости односельчан. Трактор «Фордзон-Путиловец» — символ коллективизации — стал первым массовым советским трактором, обладающим целым рядом соответствующих качеств — простой и в управлении, и в ремонте, недорогой, а главное — рассчитанный на серийное производство. Работал на керосине.

Из первых коллективных объединений в Цюрихе с 1926 по 1928 годы существовала артель «Большевик» на базе ветряной мельницы с электрогенератором. Также в 1930-е годы в Цюрихе действовали различные артели: Немобсоюз, Корзинсоюз. Работала паровая мельница.

Вообще коллективизация в Цюрихе прошла с большими проблемами — раскулачивать пришлось почти всё село — село было богатым, а люди зажиточными.

В 1930-е гг. в Цюрихе был создан колхоз «Сталинец», на его основе позже возник колхоз «Прогресс». Предвоенный уровень достижений и культуры земледелия цюрихского колхоза «Прогресс» был настолько высок, что в мае 1941 года для участия на ВДНХ в Москву была командирована Каппес Екатерина Адамовна.

В начале 1930-х годов коллективизация вызвала второй сильнейший голод. Жители Цюриха голодали вместе со всем Поволжьем, но нужно отметить, что дальновидное начальство села успело раздать личные огороды колхозникам, поэтому от голода цюрихцы пострадали несколько меньше соседей.

Машино-тракторная станция Цюриха (МТС) была образована одной из последних в АССР Немцев Поволжья — в 1935 году. МТС создавались для обслуживания колхозов транспортом и основными орудиями сельскохозяйственного производства, т.е. тракторами, комбайнами. МТС обслуживала 7 колхозов (1397 хозяйств).

С началом Великой Отечественной войны жители Цюриха, как и все поволжские немцы, встали на защиту своих родных земель. В рядах Красной Армии проходили службу свыше 16 тысяч красноармейцев, призванных из АССР Немцев Поволжья в 1939-1941 годах.

С фронта стали приходить похоронки. Одной из первых пришла похоронка на помощника командира взвода 102 отдельной танковой дивизии 56 моторизированного понтонно-морского батальона красноармейца Карла Карловича Целлера, убитого 20 августа 1941 года в кровопролитных боях под г. Ельня Смоленской области.

По абсурдному Указу Президиума Верховного Совета СССР немцы Поволжья от грудных младенцев до стариков были названы «шпионами и диверсантами». Жители Цюриха были депортированы 9 сентября 1941 года. Сначала их вывезли на пристань Шафгаузена, затем на баржах доставили в Саратов и Энгельс, а затем в вагонах для перевозки скота оправили в Сибирь, Алтай и Казахстан.

Современные историки провели колоссальное исследование материалов по депортации немцев Поволжья. Только в Государственном архиве немцев Поволжья было обработано 293 описи, 190 архивных фондов и полистно просмотрено свыше 200 дел. Случаев «предательства, диверсии или шпионажа» со стороны поволжских немцев найти не удалось. Не удалось найти и следов так называемого «фашистского десанта» — информацию, подтверждающую это, тщательно искали и архивисты, и КГБ.

Через 23 года в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1964 года будет написано: «…эти огульные обвинения были неосновательными и явились проявлением произвола в условиях культа личности Сталина. В действительности, в годы Великой Отечественной войны подавляющее большинство немецкого населения вместе со всем советским народом <…> способствовало победе Советского Союза над фашистской Германией».