Глава 1

История немецкой колонии Цюрих (1767-1917 гг.)

Андрей Райт, автор книги «История села Цюрих 1767 – 1941»

После долгого и изнурительного путешествия из Кронштадта длиною в целый год, колонисты будущего Цюриха осенью 1767 года прибыли в безлюдную степь. Колония ещё была не обустроена и партию прибывших расселили в соседних поселениях.

В 1768 году новообразованную колонию Цюрих на речке Малый Карамaн заселили, однако с этого места её пришлось перенести, так как офицерами Солянoй конторы и Конторы опекунства иностранных было неудачно выбрано место: вода в Малом Карамaне оказалось стоячей и резко пахнущей, а земли — солонцами.

Отношение к труду как к главной жизненной ценности и стало секретом процветания колонии.Отношение к труду как к главной жизненной ценности и стало секретом процветания колонии.

Новое место выбрали уже на Волге, где колонисты были окончательно благоустроены к 1771 году. Колония была основана жителями германских княжеств Гeссен, Нассaу и Саксoния. Считается, что основали её 42 семьи-фамилии из 146 человек. Основатели имели профессии преимущественно городские: бочар, гончар, три каменщика, оружейник, пастух, пивовар, двое портных, четверо сапожников, двое столяров, суконный ткач, ткач холщовый, чулочный ткач, двое хлебников и даже каретник. Остальные были хлебопашцами (примерно треть от общего числа).

Первоначально колония названия не имела, и долгое время называлась «колонией Эккерта» — по фамилии первого старшего колонистской группы, оружейника Пауля Эккерта. Назвать колонию Цюрихом решил вызыватель барон Де Борегaрд, эмиссары которого набирали людей в эти места. Существует ошибочное мнение, что село было основано выходцами из Швейцарии. Однако эта версия не подтверждается ни составом семей жителей, ни исследованием их диалекта. Существует предположение, что барон Де Борегaрд в момент вербовки планировал организовать колонии по швейцарскому образцу с целью привлечь колонистов идеями общинного самоуправления.

Первые поселенцы носили традиционные одежды своих княжеств, однако к концу XVIII века костюм их сильно упростился. Преобладание синего цвета в одежде поволжских колонистов было связано с использованием «немецкого индиго»: так называли растение — вайду красильную. О былом величии вайды говорит тот факт, что её жёлтые цветы изображены на современном гербе города Маркса.

Поквартальная планировка, вальмовые (двускатные) крыши, слуховые окна, красавица-церковь, дом пастора и школа, общественные здания и богатые дома на главной улице села — Второй, — делали Цюрих больше похожим на город.

Отношение к труду как к главной жизненной ценности и стало секретом процветания колонии.Отношение к труду как к главной жизненной ценности и стало секретом процветания колонии.

В Цюрихе были развиты кустарные производства: плетение корзин, соломоплетение а также изготовление мебели, валенок и трубок для курения. Имелись собственные кузницы. В селе был дом пожарной охраны, мануфактурные лавки, рынок, маслобойня, общественный амбар для хранения страхового запаса зерна на случай недорода. Жители занимались рыбной ловлей. В селе насчитывалось 30 колодцев. По состоянию на 1897 год имелась собственная пристань и перевозы по Волге. От Цюриха в Вольск ходили пароходики-баркасики.

Аптека в Цюрихе упоминается с 1896 года. Аптекарь Гуго Фейт держал её до 1907 года, а затем её хозяева и местоположение аптеки менялись. В 1897 году жителей Цюриха обслуживал вольнопрактикующий врач. Это была единственная колония, где до революции практиковали только немецкие врачи.

Отношение к труду как к главной жизненной ценности и стало секретом процветания колонии.Отношение к труду как к главной жизненной ценности и стало секретом процветания колонии.

20 марта 1903 года в Цюрихе было организовано «Общество пособия бедным», инициировавшее открытие в том же году амбулатории и больницы. Больница в Цюрихе открылась на три года раньше, чем в Екатериненштадте — негласной столице Немповолжья — где земская больница была открыта лишь в 1906 году.

Более сорока лет (с 1858 по 1898 годы) на речке Подстепной действовала водяная мельница. Шатровые голландские ветряные мельницы придавали неповторимый колорит немецкому Поволжью и были его визитной карточкой. Мукомолы Поволжья были поставщиками муки для Двора Его Императорского Величества. В 1910 году в окрестностях Цюриха было 12 ветряных мельниц.

В 1911 году открылось Цюрихское потребительское общество: на кооперативных началах (вскладчину) жители могли покупать дорогие товары (например, мануфактуру) по более дешёвым оптовым ценам.

Частное домовладение помимо дома имело летнюю кухню, из которой постоянно доносились запахи копченостей, свежедавленного подсолнечного масла. Припасы хранились как в пристройке, так и на чердаке, в леднике и подвале. В одном из больших сараев обычно находились молотилка, косилка, дробилка, телеги, сани и прочее. В другом держали лошадей, коров, молодняк. А рядом обычно был амбар.

За два века использования земель колонисты значительно увеличили плодородный слой и смогли превратить бесплодные песчаные и солонцеватые почвы в плодоносные чернозёмы. Это стало возможным благодаря применению поволжскими колонистами многопольной системы землепользования. На смену повсеместному использованию русской сохи, серпов и молотильных цепов пришли плуг, коса и деревянная молотилка. Новая техника обработки земли (запашка, бороньба, заделка) качественно сказалась на урожаях злаковых, картофеля и табака.

Выращивание табака приносило общине Цюриха значительные доходы. Предполагается, что именно с продажи табака и удалось набрать 50 000 рублей серебром на постройку каменной церкви взамен сгоревшей от удара молнии в 1871 году.

Помимо табака и зерновых возделывались картофель, арбузы, помидоры. В колонии сеяли на продажу мяту, ромашку, красную капусту. Были сады и пчельники.

Жизнь поволжского немецкого села протекала в ежедневной тяжёлой изнурительной работе. Однако необходимость работать добросовестно и усердно являлась для цюрихцев, как и для всех протестантов, нормой. Отношение к труду как к главной жизненной ценности и стало секретом процветания колонии.

С 1914 года немцы Поволжья разделили вместе с народами Российской империи их судьбу и все тяготы начавшейся Первой мировой войны, считая за честь служить Родине в трудные времена. В память о жителях села — участниках той самой войны — рядом с церковью установлен памятник.

Следующая глава